Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
42, С. 37-40 опубликовано: 6 октября 2020г.


Содержание

ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 7 мая), чудотворная, получила название по месту явления в Любече, древнем городе на Днепре, расположенном в 30 км от Чернигова (в наст. время поселок городского типа Репкинского р-на Черниговской обл., Украина). С 1569 г. город стал центром Любечского староства Киевского воеводства Речи Посполитой, с 1648 г.- центром казацкой сотни Черниговского полка. Городом владели гетман И. С. Мазепа, семьи Полуботков и Милорадовичей.

Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.
Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.

Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.

Точная дата явления иконы неизвестна; по народному преданию, ее появление произошло в XI в., когда «в Любече жил мясоторговец, имевший жену и двух сыновей мальчиков. Однажды, когда он отправился из дому за покупкой овец, а мать ушла к колодцу за водой, старший мальчик нечаянно убил меньшего и сам со страху залез в печку. Мать, ничего не подозревая, затопила печь, и мальчик задохнулся. В это время воротился отец и, увидев смерть своих сыновей, в раздражении убил жену. Потом он сел в лодку и поплыл вниз по течению Днепра. Вскоре мясоторговец заснул. Во сне ему явилась Божья Матерь и сказала: «Возьми Меня, и у тебя все будет благополучно». Проснувшись, он увидел в лодке икону Божьей Матери, причем лодка стояла на том месте, где он в нее садился. С этой иконой мясоторговец воротился домой и застал в своем доме всех живыми и здоровыми» (Василий (Богоявленский). 1911. С. 34-35).

Первоначально образ находился в Любече, «в храме Пречистой, посвященном славе Богородицы; храм был древний, времен польской власти» (Милорадович. 1884. С. 941). В 1693 г. на месте этого деревянного храма возобновили любечский Антониев мон-рь. Большой размер иконы (2´ 1/2 аршина, ок. 142´ 107 см), а также существование парной иконы Спасителя, подобной Богородичному образу размером и живописью, указывают на то, что они могли быть написаны для местного ряда иконостаса любечского храма. Иконографические признаки и исторические особенности бытования чудотворного образа позволяют предположить, что это произошло в 1569 г.- 1-й пол. XVII в.

Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в.
Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в.

Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в.

Л. и. перенесли в Киев при митр. Сильвестре Косове (1647-1657) в связи с ожиданием нападения поляков на Любеч. Традиционно считается, что это было в 1653 г., однако документальные исследования Н. А. Синкевич в Институте рукописей НБУВ (Украина) показали, что икону привезли в киевский Софийский собор в 1647 г. Сведения о переносе Л. и. содержала надпись на киоте иконы: «Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Любечской юже памяти Сильвестр Коссов, митрополит Киевский з стран заднепровских с подобающей честию в богоспасаемый град Киев привезе и постави ю в кафедральной Софии церкви, и стояща при стене алтарной, благоговейно почитаема бяше» (Лебединцев. 1870. С. 235-236). Слова «…стояща при стене алтарной», вероятно, указывают на первоначальное нахождение иконы рядом с местным рядом иконостаса. Кроме того, на киоте находились вирши, посвященные Богоматери: «Якож там, Дево, исполняла еси / Твоими истиннами всю страну чудеси,/ И зде сию благодать даждь нам изобильну,/ Во еже славитися имяни Ти обильну».

Л. и. входила в число 3 самых почитаемых икон киевского Софийского собора наряду с Купятицкой иконой Божией Матери и образом свт. Николая Чудотворца (Мокрого); упоминания о ней присутствуют во всех описаниях собора до нач. ХХ в.

Вместе с иконой Богоматери из Любеча в Киев в 1653 г. привезли икону Спасителя, к-рая была «подобная мерою и живописью» Богородичному образу. Его также называли «Любечским». Обе иконы украшали серебряные позлащенные ризы весом 8 фунтов 40 золотников и 8 фунтов 48 золотников. На ризе Спасителя «означено, что она устроена коштом Любечского жителя Ивана Мельникова» (Скворцов. 1854. С. 60-61). В 1773 г. драгоценный киот на Л. и. заказал генерал-майор П. С. Милорадович, муж Софьи Семеновны, урожденной Полуботок. В 1874 г. усердием жителей Любеча чудотворную икону Богоматери украсили серебряной ризой «весьма художественной работы» весом 20 фунтов (Поселянин Е. Богоматерь. С. 278).

При «стене алтарной» Софийского собора в Киеве Л. и. находилась до 1713 г., затем ее переместили на 2-й юж. столб, о чем сделали дополнительную надпись на иконе: «Року же 1713 благословением настоящаго архиерея, на сем месте поставлена есть» (Милорадович. 1884. С. 942). В описи Софийского собора 1874 г. обозначено, что любечские иконы Богоматери и Спасителя находятся в «отдельных киотах у столпов трапезы нижнего собора» (Он же. 1871. С. 73). Более подробно их местоположение описали в 1882 г.: при входных зап. дверях в собор, Л. и.- налево от дверей, икона Спасителя - направо, у правого столба, поддерживающего хоры.

Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697
Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697

Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697

В историографии 2-й пол. XIX в., посвященной малороссийской старине, в вопросе о местонахождении подлинной Л. и. существовали 2 полярных мнения. Согласно гр. Г. А. Милорадовичу, в 1701 г. подлинную икону перевезли в Любеч, а в Софийский собор в 1713 г. возвратили ее список. Прот. П. Г. Лебединцев считал, что подлинная чудотворная Л. и. постоянно находилась в Киеве с 1653 г. (до нач. ХХ в.), а в Любеч был доставлен список иконы.

В своих изысканиях гр. Милорадович апеллировал к дневнику свт. Димитрия Ростовского и грамотам митр. Варлаама (Ясинского). Основываясь на записи свт. Димитрия, он сделал ошибочный вывод: в 1689 г. святитель видел подлинную Л. и. в Любече, однако в дневнике речь идет о с. Рудня Черниговского у. и о Руденской иконе Божией Матери («1689 год. Из Чернигова переезжая до Рудни, под Любичем находящейся, где прославился образ Пресвятыя Богородицы чудесами многими, пробыл тут несколько дней, приказал я своему живописцу списать для себя с оной чудотворной Пресвятыя Богородицы образ, мерою и подобием таковым, как есть» - Димитрий Ростовский. 1839. С. 486-487). На рубеже XIX и ХХ вв. с. Рудня Черниговского у. переименовали в Редьковку, и составитель свода икон Божией Матери Е. Поселянин, не найдя в этот период на картах Черниговщины населенного пункта с прежним названием, безосновательно объявил местом прославления Руденской иконы Божией Матери с. Рудня Могилёвской губ. В публикации 1884 г. Милорадович признал, что «все писавшие о Любечской иконе, в том числе и я, сделали грубую ошибку... Св. Димитрий Ростовский никогда в Любече не был, в его дневных записках… говорится об Руднянской Чудотворной иконе, находившейся тогда в с. Рудня», тем не менее мн. совр. исследователи продолжают строить свои предположения на ошибке гр. Милорадовича.

Т. о., основными доказательствами предположения о перевозе подлинной иконы из Киева в Любеч у Милорадовича являлись сведения из 2 грамот митр. Варлаама (Ясинского) (Грамоты. 1884. С. 946-947). Согласно 1-й грамоте, от 21 июля 1701 г., митр. Варлаам обращался ко всем живущим вдоль Днепра с просьбой не чинить препятствий для прохождения речного судна, на к-ром иером. Геннадий перевозил образ «Пресвятой Девы Богородицы тамошней Любецкой» из Киева в Любеч. По 2-й грамоте, от 1 авг. того же года, когда новая церковь в любечском Антониевом мон-ре была построена, в Любеч из Киева отправили иеромонаха Киево-Печерской лавры Иннокентия (Щирского; в миру Ивана), известного гравера, к-рый обновлял и благолепно украшал Л. и., чтобы «новоотновленную» икону Божией Матери поставить в любечском Антониевом мон-ре для поклонения верующих. По мнению Милорадовича, в 1701 г. подлинную чудотворную Л. и. вывезли в новопостроенный храм Воскресения Христова в Любечском мон-ре, в Киев в 1713 г. привезли список с нее, оставив подлинник в Воскресенской ц. упраздненного в 1786 г. любечского Антониева мон-ря.

В посл. трети XIX в. версию Милорадовича подверг сомнению прот. П. Лебединцев. Он считал, что свидетельством пребывания чудотворной Л. и. в Киеве служил не только факт особого благоговейного почитания иконы в Софийском соборе жителями Любеча, к-рые с большим усердием молились этому образу и неоднократно делали пожертвования на драгоценные ризы, но и уверенность в подлинности киевской иконы в т. ч. церковных властей. Подтверждением тому служило обращение в 1805 г. любечского помещика тайного советника гр. Г. П. Милорадовича (деда Г. А. Милорадовича) к обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну с ходатайством о возвращении подлинной Л. и. из Киева в Любеч. После переписки обер-прокурора с Серапионом (Александровским), митр. Киевским, 1 июля 1806 г. Голицын уведомил Г. П. Милорадовича, что по отзыву митр. Серапиона «удаление из Киева в м. Любеч имеющейся ныне в Киево-Софийском кафедральном соборе чудотворной иконы Богоматери, бывшей прежде сего в том местечке, неприлично, так как икона сия перенесена в Киево-Софийский собор назад тому более уже ста пятидесяти лет и поставлена в соборе в великом позлащенном киоте, в виду всеприходящаго народа, и молебствие оной, яко чудотворной, бывает от всех приезжающих на богомолье» (Лебединцев. 1870. С. 239). В ходатайстве было отказано.

В качестве основного аргумента по поводу местонахождения подлинника чудотворной иконы Лебединцев приводил описание полулистовой гравюры на меди кон. XVII в. с изображением Л. и. из Олсуфьевского собрания, принадлежавшего кн. К. Э. Белосельскому-Белозерскому. Особенностью гравюры являлась пространная надпись в нижнем регистре: «Изображенïе чудотворныя иконы пресвтои бдцы любецкоï яже блаженноï памяти преосвященныи силвестер каков (Косов.- Авт.) митрополит киевски з стран заднепровских с подобающею с честию в бгоспасаемыи град киев привезе и постави ю в святые софиï цркви идеже доднесь на црскими враты благоговеснно покланяема есть», и далее указано, что по благословению митр. Варлаама (Ясинского), архиепископов Лазаря (Барановича) и Феодосия (Углицкого) был сделан список чудотворной Л. и. и поставлен в 1698 г. в Воскресенском храме любечского Антониева мон-ря (воспроизведение надписи см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. № 1270. С. 513-514).

Гравюра, описание к-рой опубликовал Д. А. Ровинский, в мельчайших подробностях соответствует «Любечской иконе Богоматери» (дерево, темпера, 66´ 40 см. Инв. № 1344) из фондов Национального музея истории Украины (собрание П. П. Потоцкого), размещавшегося в 1-й пол. XX в. в т. н. Музейном городке на территории Киево-Печерской лавры. Согласно атрибуции Л. С. Миляевой, икона написана иером. Иннокентием (Щирским).

Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч)
Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч)

Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч)

Икона отличается сложным композиционным построением в 3 регистра и насыщенностью символами, эмблемами и метафорами, что характерно для укр. барочной традиции XVII в. В центре находится изображение Л. и. Слева от нее - прав. Анна Пророчица, справа - свт. Иоанн Златоуст. Они держат свитки с надписями: «Господе, призри и виждь, посети виноград сей. Его же насади десница твоя». Виноград в данном контексте можно рассматривать как символ Церкви Христовой, прав. Анну с изображением на груди сердца с крестами (в католической традиции) - как образ небесного сретения. Введение в композицию фигуры свт. Иоанна Златоуста может быть объяснено желанием изобразить небесного покровителя Иоанна (Максимовича), архиеп. Черниговского, либо ктитора любечского Антониева мон-ря гетмана Мазепы, либо иером. Иннокентия (Щирского). На уровне головы Божией Матери в 2 картушах, к-рые держат ангелы, находятся миниатюрные фигуры Богоматери типа «Оранта». Выше изображены преподобные Антоний (слева) и Феодосий (справа) Печерские, между ними расстилается панорама Иерусалима с ростовой фигурой Богоматери по центру. В нижнем регистре изображены Вера (с крестом), Надежда (с якорем) и между ними Любовь. В картуше, к-рый окружают фигуры, можно различить небольшую чашу с сидящим на ней фениксом, идентичным фениксу на иллюстрации к панегирику Л. Крщовича и иером. Иннокентия (Щирского) свт. Лазарю (Барановичу), что можно рассматривать как дань памяти святителю, к-рый незадолго до смерти (1693) успел дать иером. Иннокентию грамоту с благословением на строительство любечского Антониева мон-ря.

Эта икона является своеобразным памятником, запечатлевшим благодарность иером. Иннокентия (Щирского) всем тем, кто принимали непосредственное участие в воссоздании любечского Антониева мон-ря, где он был настоятелем с 1697 по 1713 г. В надписи, расположенной под центральным образом Богоматери, иером. Иннокентий перечислил всех, кто были причастны к возрождению церкви и пещеры прп. Антония в Любече: «Изображенiе Чудотворнiй iкони пресвятои Богородицы Любечской юже блаженной памяти Преосвященный... Силвестр Косов метрополит Кiевск... з стран заднепровских с подобающей честiю в богоспасаемыi граде Кiев привезе и постави еси... Софии церкви идеже додне над царскими враты Благословенны прикланяе... сих же времен спасающем благословенiем обету... преосвященного Господня отца Варлаама Ясинського, метрополита Кiевського i благословенiя... Лазаря Барановича... архiепископа Чернiговського стое... чудотворноп iконi подобше списа сiя в граде Любече идеже первее чудо одествуемо бе, отечестве преподобного Антония Печерскаго в новоотстроенном храмi его поставлена, где и ныне... в року АХЧИ Благосвенiем яке к Богу преосвещеннаго милостивого господне Iоанна Максимовича... архiепïскопа Черниговского... первое дщице миру подается» (Мiляєва. 1994. С. 134-135).

Благодаря описанию гравюры Ровинского и иконе, обнаруженной в собрании НМИУ, события, зафиксированные в тексте грамот митр. Варлаама (Ясинского), предстают в ином свете, подтверждая правоту Лебединцева. В Любечском мон-ре находились 2 иконы, вероятно написанные иером. Иннокентием (Щирским). Первая - сохранившаяся до наст. времени сложносоставная аллегорическая композиция на тему Л. и., вторая - «копия и мера» чудотворного образа. Очевидно, первую из них поместили в 1698 г. в «новосозидаемом» храме Воскресения Христова строившегося любечского Антониева мон-ря. В 1701 г., когда возвели Воскресенский храм, мон. Геннадий привез в Любеч из Киева 2-ю икону - точный список Л. и. То, что эта икона является копией, косвенно подтверждается отсутствием торжеств, непременно сопровождавших перемещение чудотворных икон (крестные ходы, молебны, службы в домах благочестивых прихожан и т. п.), а также отказом церковных властей возвращать подлинник Л. и. в Любеч в 1806 г. Можно предположить, что обе иконы, помещенные в любечский Антониев мон-рь в 1698 и 1701 гг., принадлежали кисти иером. Иннокентия (Щирского).

Список, перед к-рым по субботам читали акафист Божией Матери и к к-рому приходили паломники, оставался в Воскресенском храме и после упразднения мон-ря в 1796 г. С этим образом жители связывали заступничество во время эпидемий холеры в 1848 и 1852 гг., свирепствовавших в окрестностях Любеча, но в городе эпидемии не было, а немногие заболевшие исцелились по молитвам к «Заступнице Пречистой Любечской». В престольные праздники любечских церквей список Л. и. из Воскресенского храма торжественно переносили в эти церкви. Во время крестного хода икону заносили во дворы прихожан для поклонения. Эта традиция сохранялась вплоть до закрытия церквей. В ХХ в. икона была утрачена. Один из ее списков хранился у Веры Рак, жившей неподалеку от закрытой церкви, а позже у Марии Тютенок, в народе называемой Лебедевна. При открытии в Любече Преображенской ц. весной 1989 г. образ передали в храм, в к-ром он пребывает и поныне. Один из списков Л. и. находится в Никольском соборе Умани. Икону вернули в храм в 1989 г., в 1999-2001 гг. образ периодически мироточил. Перед иконой каждую субботу до начала всенощного бдения служат молебен с акафистом Божией Матери. Еще один список Л. и. находится в с. Озеряны Нежинской епархии.

Чудотворная Л. и. исчезла из киевского Софийского собора в 30-х гг. XX в., и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Иконография

Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет", дер. Исаково, Московская обл.)
Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет", дер. Исаково, Московская обл.)

Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет", дер. Исаково, Московская обл.)
В XVII в. с польским владычеством на территории Малороссии связано активное распространение многочисленных местночтимых списков Ченстоховской иконы Божией Матери по всему юго-западу России. Списки иконы прославились в городах и селах Малороссии и получили свои названия по месту прославления. Затем они в свою очередь становились протографами для новых списков (наибольшую известность получили: Новодворская икона Божией Матери, Каменская Успенская (Новодворская), Суражская, Руденская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая) иконы, Печерская икона Божией Матери из Введенского мон-ря в г. Нежине). В число таких икон входит и Л. и., первоначально пребывавшая в храме «времен польской власти».

Все списки Ченстоховской иконы Божией Матери, в ХVII-XIX вв. распространившиеся в Малороссии, имеют общие иконографические признаки. На Л. и. Богородица изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Ее левой руке Младенцем. Голова Божией Матери незначительно повернута вправо, правая рука поднята до уровня груди. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжелыми крупными складками. Богомладенец сидит прямо, Его поза выглядит несколько скованной. Правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой - книга, к-рая лежит на корешке; из-под ризы видны пальчики ног Младенца. На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду (№ 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в кiев Селивестру Кiевски мирополи iпоставiша вцркви свтоi Софiи»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - (№ 12) с подписью: «Любецкая» (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. № 1212, 1214, 1216).

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ. Городницкого у.: Родина прп. Антония Печерского. М., 1871. С. 70-75; он же. Сказание о чудотв. иконе Любечской Божией матери // Черниговские ГВ. 1860. № 41. С. 293-295 (отд. изд.: М., 1882); он же. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече // Черниговские ЕИзв. Приб. 1884. № 23. С. 941-947; он же. Чудотв. Любечская икона Божией Матери в Любече: С тропарем, кондаком и молитвою. Чернигов, 1885. М., 18944, 19015; Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 823; Лебединцев П. Г., прот. Любечская чудотв. икона Пресв. Богородицы // Киевские ЕВ. 1870. № 8. Отд. 2. С. 235-243; он же. Где подлинник Любечской чудотв. иконы Божией Матери? // Киев. старина. 1883. Т. 6. № 6. С. 385-387; Оглоблин П., прот. Древности и достопримечательности в Киево-Софийском соборе // ТКДА. 1874. Т. 3. № 8. С. 411; Грамоты митр. Киевского Варлаама Ясинского 1701 г. // Черниговские ЕИзв. Приб. 1884. № 23. С. 946-947; Поселянин Е. Богоматерь. С. 278-279; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-вековой ея истории. К., 1911. С. 34-35; Мiляєва Л. Чудотворнi iкони Богородицi в Києвi XVII ст. та образ Любецькоï Богоматерi пензля iвана Щирського // ЗНТШ, 1994. Т. 227. С. 124-140; Цвет неувядаемый: Музей-собр. икон Пресв. Богородицы / Сост.: Н. Г. Бекенева и др. М., 2004; Бусева-Давыдова И. Л. «Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»?: Загадка одной богородичной иконографии // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2007. № 5(47). С. 52-56; Сiнкевич Н. О. Релiквiï та чудотворнi iкони Софiï Киïвськоï. К., 2011. С. 74-80; Злотникова И. В. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени // Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toruń, 2013. Т. 1. С. 71-79; www.lavra.ua/index.php?id=2283&Itemid=98&option=com_content&task=view [Электр. ресурс].
И. В. Злотникова
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Иконография Божией Матери (Графика, гравюра и литография) Любечская икона Божией Матери (празд. 7 мая)
См.также:
КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 10 мая, 2 июня и 6 сент.), чудотворная
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля (празд. 6 марта)